теория дедукции

Дедукция — это логический вывод в процессе мышления от общего к частному, при помощи прибавления к общей посылке частной посылки и получения частного вывода.

В первую очередь важно понимать, что для развития дедукции нужно развивать свой мозг: логическое мышление, память, внимание, воображение. А, следовательно, все упражнения для развития мозга подойдут и для развития дедукции.

Разберем конкретные методики, упражнения и советы, которые помогут улучшить дедуктивное мышление.

1.Дедуктивное мышление – это способность логически рассуждать, строить верные логические цепочки. Для этого нужно изучить законы логики, логические операции. Также важно знать о различных логических ошибках, чтобы не допускать их в ходе своих рассуждений. 

2.Дедукция — метод выявления истины, используемый в точных и естественных науках: математике, физике и прочих, при доказательстве аксиом. Изучение этих наук и решение задач особенно способствует развитию дедукции. 
Точные науки также помогают структурировать мышление, навести порядок в мыслях. 

3. Углубление знаний в различных областях. Так вы приучаете себя к глубокому, подробному анализу. Здесь важна также заинтересованность в изучаемом материале. 
При этом нужно уметь находить пересечения и связи в различных науках, применять знания из одной области в другой.

4.Дедукция и индукция взаимосвязаны. 
Ф. Энгельс писал: “Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга”.
Индукция – это логический вывод в процессе мышления от частного к общему. В индукции мы идем от посылок, выражающих знания меньшей степени общности, к новому суждению большей степени общности, т. е. идем от отдельных конкретных явлений к обобщению.
В своих рассуждениях обязательно нужно совмещать оба метода.

5.Наблюдение и изучение. Упражнения в наблюдении очень эффективный и действенный способ развития дедукции. Наблюдать можно как за случайными прохожими, так и за знакомыми людьми, делая гипотезы о причинах и следствиях их действий. 
Конкретные упражнения для тренировки: интеллектуальное упражнение «Прогноз», «Найди шпиона». 
Выходя на прогулку, наблюдайте за людьми, стараясь сделать о них выводы – возраст, место работы, место жительства и т.д.
Это упражнение можно выполнять и в социальных сетях. Рассматривайте фотографии/профиль человека в соцсети и пытайтесь получить как можно больше информации о нем.

6. Учитесь находить в каждом конкретном случае типические особенности, обобщая информацию и выводя закономерности.

7. Логические и интеллектуальные игры. Шахматы, покер, логические головоломки, шифры, развивающие компьютерные игры и т.д.
Например: http://www.smekalka.pp.ru/node/1360.

8.Развитие дивергентного и конвергентного мышления.
Дивергентное мышление — метод мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Таким образом, развивая дивергентное мышление, вы развиваете гибкость мышления. 
Совет, который поможет вам в развитии гибкости ума, — цитата из книги Роберта Грина, «33 стратегии войны» — «Важно уяснить, что великие полководцы, талантливые тактики и стратеги смогли проявить себя не потому, что больше всех знали, а потому, что в случае надобности умели отбросив предвзятость сконцентрироваться исключительно на том, что происходило вокруг них здесь и сейчас. Ведь только тогда вспыхивают творческие искорки и возникают креативные и оригинальные решения. Жизненный опыт и теоретические знания хороши до поры до времени: сколько бы вы заранее не думали пытаясь предугадать ситуацию, это не подготовит вас к череде бесконечных возможностей, к хаосу реальностей жизни, и не научит искусству импровизации».

Существует множество упражнений для развития гибкости мышления, для их описания потребуется целая статья, но в основном они сводятся к смене привычного положения вещей (временных, пространственных связей и т.д.). Решая задачи, нужно стараться смотреть на проблему с разных сторон и искать различные пути решения. Таким образом, вы сможете научиться находить наилучшие решения для поставленных задач.

Конвергентное мышление основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

9.Развитие критического мышления. Старайтесь критически подходить даже к привычным ситуациям и учитесь самостоятельно находить оптимальный выход, не полагаясь на других.

10.Чтение книг. 
Все мы с вами тренируем и развиваем дедукцию, когда читаем научную или художественную литературу с любопытством и удовольствием. Да, именно наше желание и любознательность как ничто другое развивает в нас логическое мышление. Для более эффективного развития и тренировки дедукции возьмите небольшой интересный познавательный рассказ, внимательно его прочтите, а затем постарайтесь более полно передать смысл рассказа своими словами. Так как развить метод дедукции у вас не получится, если вы один раз прочитаете рассказ и перескажете его, обязательно делайте это систематически, тогда результат не заставит себя ждать.

11.Тренировка внимания.
Развивать нужно все виды внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.

Произвольное внимание – это активное, волевое внимание, когда мы сознательно регулируем сосредоточение на объекте. Для тренировки произвольного внимания можно использовать картинки для проверки внимательности (изображения, на которых нужно найти какие-то элементы).

Непроизвольное внимание представляет собой ориентировочный рефлекс, вызываемый изменениями, «колебаниями» окружающей среды, т. е. появлением раздражителя, до этого отсутствовавшего и в данный момент впервые воздействующего на человека.
Тренировать непроизвольное внимание можно в необычных для восприятия условиях и сознательно «ловить» то, что привлекло внимание в «пограничном» спектре, когда еще отмечается фиксация, но уже ясно, что оно ускользает:
• можно понаблюдать за привычными предметами при недостатке освещенности,
• можно «прислушаться» к работе непроизвольного внимания при изменении параметров акустического восприятия (звук приятной музыки — привычная знакомая музыка — резкие неприятные звуки),
• сознательно фиксироваться на переходах между объектами (обратить внимание на то, что привлекает внимание при переходе к другому виду деятельности, при переходе взгляда от одного предмета к другому и т.д.),
• поэкспериментировать с силой раздражителей (пастельные тона – яркие сочные краски, тихое звучание музыки – музыкальное звучание средней силы – громкое звучание).

Послепроизвольное (постпроизвольное) внимание возникает на основе внимания произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Его появление возможно по мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и с переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации. При этом снимается психическое напряжение и сохраняется сознательная целенаправленность внимания, соответствие направленности деятельности принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Я в клубах
I am Sherlocked Пользователь клуба
все 7 Мои друзья